Загрузка...
Чтобы зарегистрироваться на сайте Forbes Russia., вы можете использовать свой аккаунт
  1. Google
  2. Twitter
  3. Яндекс
  4. Livejournal.com
  5. Yahoo

На следующем шаге мы предлагаем выбрать знакомый вам сервис, указать свое имя и пароль. Мы не храним и не передаем конфиденциальную информацию, безопасность ваших личных данных будет соблюдена. Просто нажмите кнопку, соответствующую вашему аккаунту


Загрузка...


Пользователи Яндекс и Livejournal.com могут воспользоваться ссылкой OpenId. Вот, как формируется ссылка для доступа в этом случае:
Яндекс — openid.yandex.ru/ВашеИмя
Livejournal.com — ВашеИмя.livejournal.com

Если у вас еще нет аккаунта, создайте его с помощью Google: создать

«Аватар» уступил «Операции Ы»

25 фильмов, обогнавших по сборам последний фильм Джеймса Кэмерона

Дороти Померанц, Роман Кутузов  | 29 января 2010 12:15

«Звездные войны»

Увеличить иллюстрацию

    На этой неделе, преодолев планку в $1,86 млрд, «Аватар» обошел «Титаник» по мировым сборам от проката. Теперь история борьбы гуманоидов с голубой кожей за права на недра родной планеты — самый успешный фильм всех времен и народов? Не совсем. По меньшей мере 25 фильмов в американском бокс-офисе были более успешны. Да и в российском прокате, где «Аватар», казалось бы, безоговорочно лидирует, не все так однозначно. Вопрос, как считать.

    Возьмем американский кинорынок. В США «Аватар» собрал $558 млн. Кинолента пока на втором месте, все еще уступая «Титанику» ($600,8 млн). Но, скорее всего, в ближайшие недели сборы «Аватара» превысят эту сумму. Отчасти причина в использовании 3D-технологий. Билет в кинотеатр с залами для стереопросмотра в США стоит в среднем около $10. Притом что средняя цена билета в обычных кинотеатрах в прошлом году составила, по данным американской Национальной ассоциации владельцев кинотеатров, около $7,2.

    Но дело не только в технических ухищрениях. Доллар сегодня далеко не тот, что был в 1997 году, когда на экраны вышел «Титаник». Тогда билеты стоили на 56% дешевле, около $4, — спасибо инфляции американской валюты.

    Если учесть обесценивание американского доллара, «Аватар» занимает лишь 26-е место по сборам в США, посчитал Box Office Mojo, авторитетный интернет-портал о кинобизнесе. Кто же тогда первый? «Унесенные ветром», собравшие в пересчете на современные деньги $1,5 млрд. Второй? «Звездные войны» с $1,3 млрд. Большую часть списка «по-настоящему» самых доходных фильмов занимают ленты, выпущенные 30 и более лет назад. Бронзовый призер — мюзикл «Звуки музыки» 1965 года со сборами в $1,05 млрд. Кэмероновский «Титаник» со своими $943 млн занимает шестое место (сразу после «Десяти заповедей»). Даже некоторые вполне современные фильмы, если скорректировать размеры их сборов с учетом инфляции, легко побеждают «Аватар». Например, «Форрест Гамп» (1994) находится на 22-м месте со сборами $586 млн в современных деньгах. «Звездные войны: Эпизод I — Скрытая угроза», вышедшие в 1999 году, занимают 19-е место и собрали в пересчете с учетом инфляции $633 млн.

    Конечно, с 1939 года, когда на экраны вышли «Унесенные ветром», система кинопроката серьезно изменилась. Картину с Кларком Гейблом и Вивьен Ли в главных ролях показывали лишь в 136 кинотеатрах, «Аватар» же — в 3452-х. Зато «Унесенные ветром» выходили в прокат несколько раз — в 1947, 1954, 1961 и 1967 годах. Сейчас в год снимается до 600 фильмов, и вряд ли у какого-то из них есть шанс выйти на экраны повторно. Но зато современный кинофильм имеет шанс практически удвоить свои сборы за счет выпуска DVD и продаж на телевидение. Разумеется, «Аватар» продолжает приносить деньги, и конкурентов ему пока не видно. Однако до рекордов классики американского кинопроката ему еще далеко.

    Место «Аватара» в российском прокате, если смотреть в исторической перспективе, тоже далеко не «призовое». Сегодня российские сборы этого фильма достигли $94 млн. И это рекорд для постсоветской России. Однако возьмем советский блокбастер «Пираты XX века». Его премьера состоялась в 1980 году. Фильм посмотрели 87,6 млн зрителей. Средняя цена билета составила около 40 копеек. Если пересчитать кассовые сборы «Пиратов» в долларах, а затем внести поправку на инфляцию американской валюты, доход от проката фильма составит $129 млн. Лидером же российского списка самых успешных фильмов оказалась бы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», собравшая с учетом инфляции $228 млн.

    Конечно, успех Шурика во многом объясняется заниженным официальным курсом американской валюты (именно этот курс мы использовали в расчетах). В 1980 году, когда вышли в прокат «Пираты», официальный курс доллара колебался от 63,95 до 67,5 копеек за $1 — при том что на черном рынке доллар стоил 4-5 рублей. С другой стороны, билеты в кино даже по официальному курсу были в то время в СССР очень дешевы — примерно $0,5 против $2,7 в США.

    Впрочем, если сравнивать с чартом американских лент всех времен, «Операция Ы» не попала бы даже в первую сотню, которую замыкает фильм «Лучший стрелок» (Top Gun) со сборами $355 млн.

    Благодарим киноведа Мирославу Сегиду за помощь в подготовке материала

    Обсуждениe: 10 комментариев
    dj_daveed30-01-2010 20:00
    И все-таки про сборы в СССР…вам надо было узнать о сборах без учета Советских республик, только по РСФСР, и тогда только сравнивать. Или наоборот, к сборам «Аватара» в России - прибавить сборы во всех бывших Советских республиках.
    kolja_guk01-02-2010 01:25
    Сравнили называется... учитывая инфляцию... а давайте посчитаем сколько раз было скачано Аватар с разных торрентов(только на torrents.ru выше 110000 скачиваний), а таких сайтов гораздо больше тысячи. Еще посчитаем сколько пиратских дисков было куплено за этот период. И все это умножим на 7,2$. и тогда цифры будут гораздо больше всяких "Операций "Ы"" и "Кавказских пленниц". Скажите: "Так считать нельзя"... правда? А если не было бы ни интернета, ни пиратства, то сколько людей сейчас пошло бы в кинотеатр, чтобы увидеть это красоту? Аж страшно представить. Нет чтобы снять фильм достойный, который был бы на первом месте в прокате по кассовым сборам хотя бы в Росиии, а не вспоминать про цену в 40 коп. Разводят тут демагогию, понимаете ли с поправкой на инфляцию...
    madebeikin (madebeikin)01-02-2010 09:54
    Тоже абсолютно согласен, что сравнения некорректные. Я не буду говорить про пиратские просмотры (при абсолютном отсутствии альтернативных кинотеатру методов просмотра в 1965м году). Инфляция не единственный параметр приведения. Вот представьте, что миллионы рабочих стоят всю неделю за станками с утра до вечера, а в выходные хочется хоть какое-то развлечение. И тут как раз во всех кинотеатрах страны крутят один фильм. Интернета нет, телевидение такое, что смотреть невозможно. Остается только в домино играть, да в кино ходить. Да и операцию Ы с аватаром сравнивать просто глупо. Собрать 10 человек и снять сценки на полтора часа. Это вовсе не то же самое, что смоделировать огромный мир, очень красиво и красочно все это показать... Да, тогда не было таких технологий. Поэтому я и говорю, что сравнивать паровоз 1917го года с поездом Сапсан некорректно. На что бы поправки вы не делали.
    danil-lorado01-02-2010 11:00
    да уж нет.инфляция понятие определенное,ее посчитать можно.а "пошли бы","могли бы", хотели бы-пошли.каждому времени сопутствуют свои факторы,как сложилось,так сложилось.если учесть все эти факторы,то кол-во товарищей под грифом "могли бы посмотреть" значительно возрастет и тогда и сегодня.ведь правильно автор отметил про кол-во кинотеатров на то время,а если еще добавить жесткую цензуру в советское время,которая похоронила ряд возможно кассовых и успешных фильмов,не развитую транспортную систему,что бы добраться до того самого кинотеатра(из глубинки) и т.д.,т.п....
    milimech01-02-2010 12:05
    Эпиграф:"Обязательно нужно найти на солнце пятна" Конец эпиграфа. Есть несколько тем, которые постоянно много лет крутятся в Интернете. Например, что вот теперь, именно с этого момента, мужчинам начинают нравиться толстые женщины. Или что Мария Шарапова не идеал и вот именно с этого момента появились теннисистки получше ее. Неважно в чем - в игре, в политике, в длине юбки, в семейных отношениях - но постоянно мусолят. Так и на Аватар напустились со всех сторон. Придирчиво рассматривают сценарии, сборы, графику (сквозь зубы признают "Неплохо, но ...") и так далее. В Китае усмотрели политическую крамолу. Вся эта дружная кампания по очернительству наталкивает на мысль, что это либо проплаченная акция, либо это действительно талантливая, неординарная вещь. Я сам смотрел, по моему впечатлению весьма неплохо. Но после этой дружной травли у меня закрадывается в душу подозрение, что я все же что-то упустил. Какую-то изюминку, а может и золотинку. Есть у нас такое правило - если артиста называют популярным, значит всех от него тошнит, а нам его упорно навязывают, как рыбий жир. А если кинокритики остервенело набросились на какой-либо фильм, значит он действительно хорош. Плохие и слабые фильмы они не замечают, либо ищут - чтобы хорошее все же про него сказать.
    jeruand02-02-2010 17:16
    Сыр бор то из за чего?Является ли аватар художественным фильмом? Нет не является,поскольку искусства как такового (Бунюэль,Тарковский, Феллини,Вмсконти,Фассбиндер,Гайдай) тут не выдавишь и капельки при всем желании.Игра актеров?Не верю,как сказал некто из классиков.Если человеку раз дадут в морду - он падает и в большинстве случаев отключается - здесь же ворота можно снести железными лбами (а это самый простой пример).Расходы,Дизайн,оформление, съемки,масштабность,технические выверты - о,да!В избытке.Скажите, а что Вы выберете - полюбившуюся Вам мелодию тихую. с наложеными помехами или Многоголосо организованный выдержанный по последнему слову слову звукокомплекс,не все частоты которого и ложатся на ухо?Я выбираю мелодию и этим сказывается вся разница- при всех шумах мелодия,как правило,стремится войти с ними в гармонические отношения,Комплекс убивает все остальное (или будет убит сам).Что останется от Аватара через год после прокрутки?Реализованные барыши,как фильм его потеснят новые аватары. Что остается после просмотра художественного фильма?Удачный,он сопровождает тебя всю жизнь.Ну а неудачный - что ж от этого никто не застрахован.
    kolja_guk03-02-2010 15:47
    Ностальгия — это, конечно, хорошо, но не надо необдуманно ставить фильмам оценку, потому что они нравились вам в далеком прошлом, когда и деревья выше были и трава зеленее. Мое мнение, что фильм надо оценивать объективно, таким, какой он выглядит НА ДАННЫЙ МОМЕНТ. А то, такой логикой можно придти к тому, что наскальные рисунки тысячелетней давности окажутся лучше «Мона Лизы» Да Винчи, ведь в те далекие первобытные времена это было революцией, а во времена Леонардо было написано немало не менее, а то и более, гениальных картин. Мне кажется, этот фильм что в 65-м, что сейчас, являлся чисто развлекательным продуктом, который не претендовал на что-то большее. Так к чему «ошедевривать» то, что на это даже не было рассчитано? Жаль, что далеко не все научились адекватно переводить КАЧЕСТВО фильма, а не свою ностальгию, в оценку. Всем рекомендую посетить сайт kinopoisk.ru или imdb.com, там, я считаю, более адекватно расставлены оценки фильмам простых людей. На кинопоиске: "Аватар" - 6 место в топ 250, "Операция "Ы"" - 11, На imdb.com "Аватар" - 42 место., а "Операцию "Ы"" - далеко не в лучших фильмах. А через год снова посмотрим на рейтинги, думаю, вряд ли что-нибудь изменится...
    jeruand14-02-2010 18:51
    Мое слово не о развлекательных фильмах.Кстати,как развлекательный фильм,неужели Вам кажется,что "Бриллиантовая рука" или даже "Волга-Волга" не превосходят наголову "Аватар"?Чтобы не обвинили вдруг в квасном патриотзме дополню список зарубежными фильмами из прошлого века -"Смешная девчонка","Как украсть миллион""Операция святой Януарий",серия Ришаров, "Весь этот джаз","Блеф",тот же Чаплин.Почувствовали разницу?практически любой из этих фильмов можно пересматривать каждый год на манер Иронии Судьбы по телевидению.Посмотрите Вы Аватар через год,а потом еще?вряд ли,к тому времени поспеют новые игрущки. Качество.В Ваше м Аватаре смотреть не на что,кроме спецэффектов, а Вы про качество.Ностальгия тут не при чем.Тут нет фильма,речь об этом.В плане ностальгии же могу указать аналог подобной стряпни из прошлого века - "Клеопатра" и ее двойники. С уважением
    jeruand14-02-2010 18:57
    Пример неудачен.Аватар не солнце,хоть пятен и не лишен.тошнит ли всех - за всех не ответчик,но лично меня подташнивает.А кинокритики могут вообще умолкнуть - их разговорчики всегда - и сейчас и раньше ниже всякой критики - давно установленный факт и в этом я с Вами согласен.
    elena_borisova18-02-2010 12:09
    как можно сравнивать искусство с компьютерной игрушкой?
    Главное